Коммерсантъ: Поле деловой активности — как Ходынка превращается в новый офисный субрынок Москвы

Коммерсантъ: Поле деловой активности — как Ходынка превращается в новый офисный субрынок Москвы
Коммерсантъ
4 декабря 2024 г.
news-image
Есть в Москве районы, превращающиеся на наших глазах в новые точки притяжения бизнеса. К таковым относится Ходынское поле. Эта некогда крупная промзона стала не только востребованным горожанами жилым кварталом с большой парковой зоной, но и заметным офисным кластером столицы. Фактически из Ленинградского делового района Ходынка выделяется в отдельный субрынок.

Много или мало

На столичном рынке исторически существовали субрынки, которые пользуются особым спросом. В первую очередь это, конечно же, «Москва-Сити», где вакансия офисного сегмента находится в узком диапазоне от 1,5% до 3%. Однако еще десять лет назад ситуация была прямо противоположной: в этом деловом кластере города объем пустующих площадей достигал 30%. Причиной этому стал весомый ввод в эксплуатацию новых площадей: тогда за один год было запущено примерно 700 тыс. кв. м.

Кто строит

В 2023 году Stone представил сразу же напротив выхода из станции метро «ЦСКА» Большой кольцевой линии (БКЛ) премиальный офисный квартал «Stone Ходынка 1». О старте другого своего проекта — «Stone Ходынка 2» — девелопер объявил весной 2024 года. В этом же году был анонсирован третий проект — бизнес-центр под штаб-квартиру крупной компании. Сегодня общая площадь проектов девелопера на Ходынском поле достигает 235 тыс. кв. м. Stone стал тем девелопером, который придал новый импульс развитию Ходынки и формированию здесь самостоятельного субрынка. За ним потянулись и другие компании.

Подсчет для инвестора

Сравнительно высокая стоимость офисных площадей на Ходынке и весомый уровень ставки аренды связаны с недостатком предложения такой недвижимости на фоне высокого спроса, продолжает Полина Афанасьева. В перспективе четырех лет положение, возможно, начнет несколько выправляться. До 2028 года на Ходынке будет построено пять новых объектов, реализуемых на продажу, но с точки зрения продолжающегося роста спроса такой объем все же можно считать минимальным.