Коммерсант: Насколько востребованы офисы вне деловых локаций
Коммерсантъ
16 июля 2024 г.

Девелоперы офисов все чаще стали выбирать для реализации новых проектов площадки за пределами сложившихся деловых районов. Из 4 млн кв. м такой недвижимости, заявленной к вводу в Москве, более половины придется на районы за Третьим транспортным кольцом. Площадок под строительство в центральных локациях города почти не осталось, хотя арендаторы и занимают их в первую очередь. Удастся ли девелоперам переманить своих контрагентов в объекты в отдаленных районах, разбирался «Ъ-Review».
Объемы нового строительства в центральных локациях Москвы сегодня снижаются из-за отсутствия достаточного количества свободных площадок под девелопмент, поясняет директор коммерческого управления STONE Кристина Недря. На тех участках в центре города, что еще не задействованы под строительство, девелоперы стараются построить жилье, а не офисы, добавляет Петр Виноградов, партнер Ricci | M&A.
В последние годы удаленность от центра нивелируется активным развитием транспортного каркаса, открытием новых станций метро, МЦД и появлением новых транспортных развязок. Аналитика подтверждает эти наблюдения. В последние полтора года основной спрос на офисные помещения вне крупных сложившихся деловых районов города формировали производственные компании (21,5% от объема спроса), компании с госучастием (18,1%), строительные и архитектурные компании (12,0%), подсчитала партнер NF Group Мария Зимина.
Зачастую владельцы крупного бизнеса делают выбор в пользу приобретения офиса вне деловых районов и по другим причинам. Например, они могут купить площади в том районе, где проживают, чтобы быстро добираться до офиса и оперативно решать рабочие вопросы, говорит Кристина Недря.
Объемы нового строительства в центральных локациях Москвы сегодня снижаются из-за отсутствия достаточного количества свободных площадок под девелопмент, поясняет директор коммерческого управления STONE Кристина Недря. На тех участках в центре города, что еще не задействованы под строительство, девелоперы стараются построить жилье, а не офисы, добавляет Петр Виноградов, партнер Ricci | M&A.
В последние годы удаленность от центра нивелируется активным развитием транспортного каркаса, открытием новых станций метро, МЦД и появлением новых транспортных развязок. Аналитика подтверждает эти наблюдения. В последние полтора года основной спрос на офисные помещения вне крупных сложившихся деловых районов города формировали производственные компании (21,5% от объема спроса), компании с госучастием (18,1%), строительные и архитектурные компании (12,0%), подсчитала партнер NF Group Мария Зимина.
Зачастую владельцы крупного бизнеса делают выбор в пользу приобретения офиса вне деловых районов и по другим причинам. Например, они могут купить площади в том районе, где проживают, чтобы быстро добираться до офиса и оперативно решать рабочие вопросы, говорит Кристина Недря.